К Съезду канароводов
В настоящее время наше канароводство пришло к той точке в своем развитии, когда уже большинство канароводов пришло к заключению о необходимости разработки стандарта на породу. Однако для того чтобы подойти к его разработке мы все должны ясно представлять, что же такое русская певчая канарейка, в чем ее сходство и в чем различие с существующими певчими породами, какие ее качества передаются по наследству как породные признаки.
27 января состоится очередной Съезд канароводов на котором Московский клуб любителей канареек овсяночного напева выносит свою разработку стандарта на певчую русскую канарейку. К сожалению, организаторы совещания не сочли нужным довести до будущих участников Съезда хотя бы проект стандарта. А восприятие на слух такого важного документа уже в процессе работы Съезда невозможно. Поскольку любой пункт стандарта требует вдумчивого анализа, обсуждения среди канароводов и принятия решения. Любой из пунктов стандарта – будь то экстерьер нашей канарейки, цвет и тем более наследуемые колена – это темы настоящих исследований. Кто может сказать какой по экстерьеру должна быть наша канарейка? Каждый из канароводов будет смотреть на своих и именно их представлять виде стандарта на экстерьер. Любой пункт стандарта должен быть обсужден в спокойной обстановке и по каждому должно найтись консенсусное, удовлетворяющее всех решение. Такие вопросы не могут быть решены простым поднятием рук на очередном съезде. Любому принятию решения на Съезде должна предшествовать достаточно широкая дискуссия.
Недавно на сайтах посвященных русской певчей канарейке появились две статьи – Олега Квашнина «Некоторые вопросы в воспитании Русской канарейки овсяночного напева», канаровода из города Иваново и Романа Скибневского «Канарейка в России» – президента Фонда русской канарейки (Москва). Обе статьи в разной мере затрагивают вопросы породы и наследственных качеств нашей канарейки.
Поэтому прежде чем приступить к обсуждению статей стандарта, я бы хотел вынести на обсуждение два поднятых авторами вопроса – может ли быть высокая способность к имитации характерной чертой (статью) в стандарте для нашей канарейки как породы. То же самое и по тональности исполнения.
Посмотрим, как эти вопросы рассматриваются в вышеназванных статьях.
«Чистопородная линия (скорее всего автор хотел сказать «порода») -это генетически закрепленная способность воспроизводить те или иные колена песни, разумеется не сами колена закрепляются в генотипе, а анатомические особенности звуковоспроизводящего аппарата птицы..» - пишет Олег Квашнин». «Закрепив, в конце концов, способность к воспроизведению (выделено мной - авт.) колен новых песен и манеру исполнения в качестве наследственного признака, тем самым, выделив популяцию «русских» канареек среди других» - вторит Роман Скибневский.
Оба автора говорят о генетической способности наших канареек к имитации звуков. Но, если Олег Квашнин говорит о генетически закрепленной способности к воспроизведению колен вообще, т.е. о генетической способности вообще петь, то Роман Скибневский более «точен» и говорит о способности к воспроизведению не просто колен, а «новых колен и манеру исполнения».
Но что же это за генетически закрепленная способность к воспроизведению колен и манера исполнения? Только ли именно для нашей канарейки она характерна? Ответа на эти вопросы авторы не дают, считая, что это можно вполне приять на веру и не нуждается в доказательствах.
Говорить о генетически заложенной способности к пению (О.Квашнин) или способности к имитации (оба автора) как об особенностях исключительно нашей канарейки будет неверно. Согласитесь, большинство певчих птиц обладает такой способностью. Певчие они и названы то певчими потому, что обладают способностью к пению. Да и способностью к имитации обладает большинство певчих птиц. Мы это знаем даже по таким птицам как жаворонок, варакушка, черноголовка и даже коноплянка. Те, кто содержал этих птиц довольно длительное время, знает чт со временем они начинают вопринимать песню других птиц. У всех со временем песня может меняться. Это одно из природных приспособлений направленных на выживание вида. Некоторые виды обладают этой способностью в большей мере и называются пересмешниками. Другие - в меньшей степени. Можно вполне допустить, что часть наших канареек в результате селекции стала обладать более высокой способностью к имитации, то есть даже стала обладать способностью к постоянному изменению своей песни.
Но, как оказывается, вместе со способностью к изменчивости песни, практически все виды певчих обладают своей, врожденной, генетически заложенной моделью песни. Это подтверждено исследованиями и экспериментами многих ученых ( Торп, Нотеб, Холл-Крегг, Третцель и др). Доказательством этому вполне может быть то, что мы всегда можем определить видовую принадлежность птицы по ее песне. Как бы не изменялась песня в процессе жизни, ее видовая особенность всегда сохраняется. Мы всегда отличим песню жаворонка от черноголовки, юлы от лугового конька.
Эта особенность - сохранять генетически заложенную модель песни также свойственна и канарейкам известных певчих пород. Человек, знакомый с этими породами, всегда сможет отличить пение канареек одной породы от другой.В принципе, кенара любой породы можно обучить любой песне. Все дело только в опыте канаровода и методах обучения. Но как бы мы не переучивали кенара одной породы на песню свойственную другой, ее породная песня не исчезнет. Она обязательно со временем «прорвется».
Что же заложено в нашей канарейке? Какая генетически закрепленная песня у нашей породы? Если верить авторам статей - ее нет. У нашей канарейки есть только высокоразвитая способность к имитации. Но так же не может быть – это противоречит самой природе птиц и определению породы.
С другой стороны, даже шкала оценки требует наличия в песне определенных колен, без которых песня не может быть отнесена к овсяночному напеву. Может быть, в таком случае, и надо говорить о необходимости генетического закреплении этих колен? А не о развитии способности к имитации?
Другое дело тональность исполнения. Тональность исполнения обязана анатомическому строению голосового аппарата. Исследования голосового аппарата роллера показали его отличие от других певчих пород канареек. На то, чтобы произошло это изменение потребовалось почти триста лет селекционной работы. Имеет ли наша канарейка какие-либо анатомические изменения исследований не проводилось. Наша канарейка по тональности близка (если не идентична) тональности канарейке породы тимбрадо. Пение же канарейки тимбрадо не отличается по тональности дикой канарейки. Поэтому, скорее всего, высокая тональность так же не может быть основной статью стандарта русской певчей канарейки.
Что же в таком случае нам заложить в стати породы, если даже то, что принимается большинством канароводов за аксиому, не может служить характерными особенностями?
Вопрос, возможно не одного совещания и не одного Съезда.
Малаханов Евгений
|