Единого мнения среди канареечников по поводу «нужного» размера
птиц не существует. Питерцы гоняются за «мелкими» канарейками,
поскольку «северная» птица несет много крови роллеров и плохо пригодна для овсяночного напева.
павловчане, да и москвичи, наоборот больше ценят крупных птиц, более способных, якобы, к длинной песне.
На самом деле измерением птиц в связи с качеством пения, думается, никто, в России, по крайней мере, серьезно не занимался. Размеры русской канарейки, как это записано при регистрации породы, 11,5 – 13 см. от клюва до хвоста. Однако, помимо длины тела, существует такое понятие как МАССА тела. Взвешиванием своих птиц канареечные охотники и подавно не занимаются.
Как же влияет на песню размер птицы?
С уверенностью можно сказать лишь одно. С увеличением массы тела птиц вообще, их голосовой диапазон увеличивается в сторону снижения тембра. Птицы начинают издавать более низкочастотные звуки.
Сравните голос королька, даже синицы московки, с голосом соловья, снегиря, щура. Голоса дроздов еще более понижаются: сравните «флейту» черного дрозда с «флейтой», тоже не маленькой, иволги. Вторая значительно выше по звучанию.
Крупные роллеры и ватерслагеры поют значительно ниже русской канарейки.
И все же вопрос, как размер соотносится с красотой песни, ее продолжительностью, остается открытым. Думаю, не изобрету велосипеда, если сделаю предположение, что не меньшее, а скорее большее значение для песни играет КОНСТИТУЦИЯ птицы, ее анатомические, а следственно и физиологические особенности.
В более широкой груди большего объема, чем у других птиц, будут располагаться и легкие большего объема. Соответственно, можно предположить, что и сам сиринкс у широкогрудой птицы будет более развит.
По наблюдениям Л.М.Люстрова, мелкие, «узкие», позднеспелые самцы канареек часто не в состоянии «сложить» всю песню (весь длинный набор из 15-17 колен) в одно целое. Птица поет то «переда», то середину, то концовку. На всю песню не хватает дыхания.
Самцы с более мощным костяком, крупной головой, широкой грудью – у зеленых такие птицы встречаются с серым воротничком - бывают прекрасными певцами. Песня, исполняемая не меньше минуты, для них не предел.
Думается, что канареечные охотники вполне могли бы производить некие простейшие измерения своих лучших певцов. Например, взвешивать птиц. Если самец не жирный, то взвесить его в переноске и вычесть затем ее вес, совсем не трудно. А сочетание нескольких измерений – каких, надеюсь, нам подскажут орнитологи -, поможет собрать статистически достоверный материал. И тем самым расширить уровень нашего понимания взаимосвязи птичьего пения и анатомии. Результатом вполне могут явиться новые знания, которые столь необходимы для успешной селекционной работы с русской канарейкой.
04 марта 2007 г. Р. Скибневский
|